10 мая 2011 г.

Украинская амазонка

Если верить «отцу истории» Геродоту, самые настоящие, не легендарные амазонки, женщины-воительницы, принадлежали народу сарматов.


У этих кочевников, пришедших в Восточную Европу из-за Дона, существовали девичьи боевые отряды, наводившие страх на врагов.


Более того: сарматская девушка не считалась взрослой и не могла выйти замуж, пока не приносила родителям своего жениха… отрезанную в бою голову противника!

Сарматы достаточно долгое время провели на берегах Днепра в войнах с предками славян, людьми так называемой зарубинецкой культуры.

Возможно, именно отсюда берёт начало поразительная для старых времён, подчас агрессивная самостоятельность украинских женщин.

Вспомним хотя бы классическую сцену из оперы «Запорожец за Дунаем», в которой властная Одарка бьёт и выгоняет из хаты своего мужа, здоровенного казака Карася…

Фастовский полковник Семён Филиппович Палей, прозванный так («палей» значит «поджигатель») за свои подвиги на Запорожской Сечи, был одной из самых ярких фигур в Украине конца XVII столетия.

Можно спорить о том, насколько прогрессивными были его взгляды, каких черт, положительных или отрицательных, больше в этом человеке, – но, в конце концов, варварские времена никому не позволяли быть ангелом, да и все крупные исторические личности достаточно противоречивы…

Скажем лишь, что Палей был любим народом; что его панически боялись турки и татары; что в споре Польши с Россией за земли Правобережья полковник однозначно выбрал сторону России; что, в конце концов, полковника, имевшего среди казаков славу легендарного богатыря, возненавидел гетман Мазепа, отчего дни Палея окончились в сибирской ссылке…
Однажды в Фастов приехал из Святой Земли русский паломник священник Иван Лукьянов со спутниками.


Палея не было в городе, он как раз уехал в Киев, а всем Фастовом вместе с воинскими частями командовала, к изумлению пилигримов, «пани полковница»!

Энергичная пани Палей, вторым браком вышедшая за своего нынешнего героя-мужа, выслала за пять вёрст навстречу путникам пятьсот конных казаков, а когда караван стал табором в поле, прислала «божьим людям» говядины, калачей и вина.

Паломники ехали вместе с турецким караваном, шедшим из Турции в Московское царство. Узнав, что близка «столица» страшного полковника, турки изменили свой путь…

Пани была этим немало возмущена: «Зачем вы до нас турок не довели? Пусть бы они узнали, каков господин мой Палей, и я знала бы, как их угостить!

Жаль, что без почестей гостей отпустили! Я бы им дала назад провожатых человек пятьсот через лядскую [польскую. – А. С.] землю».

Очевидно, что полковница душу имела рыцарственную и тех, кого казаки её мужа рубили нещадно на поле боя, готова была принимать в мирное время как дорогих гостей…

Крупнейший украинский историк Николай Костомаров пишет по поводу заметок попа Лукьянова: «Это драгоценное описание современника и очевидца представляет живо быт козаков в Правобережной Украине.

Поразителен, между прочим, семейный порядок общественной жизни, при котором в отсутствие полковника всем его полком управляет оставшаяся дома жена, словно домашним хозяйством».

Комментариев нет:

Отправить комментарий